• Главная
  • В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам
16:35, 28 августа 2016 г.

В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам

Чистые громкие звуки трубы разносятся порывами ветра на все четыре стороны света. Воздух пропитывается и буквально резонирует нотами. Едва они растворяются в пространстве, как принимают эстафету старинные куранты Фарного костела – отбивают в городе полдень. Такая перекличка музыканта и часов существует в Гродно с 2009 года, с тех самых пор, как была возрождена давняя традиция белорусских пожарных: играя, оповещать жителей о том, что в городе все спокойно.

Трубач эстрадно-духового оркестра Гродненского областного управления МЧС Дмитрий Кисель снова справился со своей обязанностью блестяще: у подножия пожарной башни, с которой раздаются трубные звуки, собралось немало слушателей. Экскурсанты, задрав головы, завороженно наблюдают за исполнителем фанфар, а привыкшие жители города лишь рефлекторно сверяют часы. В лицо гродненского трубача знают немногие. Да и попасть на каланчу – рабочее место Дмитрия – непросто. Это режимный объект, расположенный на территории действующей пожарной аварийно-спасательной части № 1, а к тому же культурологическая ценность XIX века, рассказывает «Беларускi час».

В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам, фото-1

Но корреспонденту «БелЧас» удалось познакомиться с человеком, который, оставаясь в тени, создает имидж родного города.

Мы встречаемся с Дмитрием Киселем в Музее пожарной службы, к которому вплотную примыкает башня, и отправляемся наверх. Старинное сооружение дышит теплом, пахнет древностью, но кирпичная кладка и крутой деревянный сход прекрасно сохранились. Пытаясь шагать вровень со своим героем, сталкиваюсь с мощным сопротивлением вестибулярного аппарата – винтовая многомаршевая лестница не для нетренированных девиц.

В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам, фото-2

Тем не менее 120 ступенек остались позади. Мы стоим на смотровой площадке, венчающей каланчу, на высоте 27 метров. От увиденного (или от страха?) дух захватывает – Гродно как на ладони.

Дмитрий видит эту прекрасную панораму каждый день на протяжении полугода, как только в его обязанности вошло исполнение функций каланчевого. Но и он не скрывает эмоций:

– Каждый день город меняется, сегодня он такой красивый после дождя!

На высоте 9-этажного дома трубача непросто рассмотреть, но Дмитрий Кисель перед публикой появляется исключительно в образе пожарного XIX века – в черном парадном мундире и блестящей каске. Костюм шили в военном ателье, четко руководствуясь при реконструкции архивными источниками.

В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам, фото-3

– Труба должна зазвучать ровно в 11.58, чтобы успеть до боя курантов, – посвящает в нюансы службы Дмитрий. – Приходится свои часы сверять с башенными, а не с хронометрами местного времени. Поэтому допустима небольшая погрешность. Но сыграть я успеваю всегда и при любых обстоятельствах. Поднимаюсь на башню немного раньше, чтобы восстановить дыхание и настроить инструмент. В служебно-строевом и лирическом репертуаре преимущественно отечественные композиции. Например, «Белорусская фанфара», «Жураўлі на Палессе ляцяць», «Квітней, Беларусь». Своя мелодия заготовлена для каждого дня недели.

К слову, у пожарного трубача нет выходных. Но в непредвиденной ситуации на помощь всегда придут коллеги из оркестра.

Шутим на тему популярности и звездности. Мой собеседник скромно замечает, что ни автографов, ни фотосессий его слушатели так и не дождались – музыканта сложно узнать в гражданской одежде.

В Гродно все спокойно: каждый полдень трубач-сигналист сообщает об этом горожанам, фото-4

Правда, если дети приходят послушать (Дмитрий Кисель – отец троих мальчишек. – Прим. авт.), тогда уже все знают: играет их папа, – улыбается наш герой. – Мне же достаточно знать, что каждый день на две минуты кто-то остановится, прислушается к звукам трубы и, возможно, станет счастливее.

***

– В XIX веке в крупных городах была разработана система сигналов. Поэтому на пожарных башнях всегда дежурил каланчевой или впередсмотрящий, – рассказала о старых и новых пожарных традициях Ирина Качан, старший инспектор центра пропаганды и обучения областного управления МЧС, заведующая Музеем пожарной службы. – Если он замечал пожар, то вывешивал флаги или кожаные шары красного цвета, если дым – синего. В случае масштабного бедствия бил в специальный колокол. После, чтобы сообщить горожанам о беде, к общему набату подключались городские храмы. Горнист в те времена скакал на лошади впереди несущегося на огромной скорости пожарного обоза, чтобы предупредить и уберечь людей от попадания под колеса. Позже эта традиция немного трансформировалась и получила в нашей стране статус культурной. Известно, что в период между Первой и Второй мировыми войнами полонез Огинского звучал с пожарной башни в Слониме. А в Гродно эта идея возникла во время открытия экспозиции нашего музея в 2008 году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Гродно #трубач-сигналист #Каланча #фото
0,0
Оцените первым
Авторизируйтесь, чтобы оценить
Авторизируйтесь, чтобы оценить

Комментарии

Объявления
live comments feed...